Соцопросы не работают

Соцопросы не работают

Рассказываю на своём опыте, почему соцопросы пустая трата времени и денег

⏱ Время чтения 8 минут

Дисклеймер:
Социологические, маркетинговые, политические и прочие исследования не объективны/не предоставляют достоверных результатов.

Для кого эта статья:
Для владельцев бизнеса.
Для маркетологов (онлайн / оффлайн — неважно).

Почему?
Начну с того, как, примерно, проводятся исследования.

Почему примерно — потому что исследовательских центров, которые занимаются исследованием — много, методы и способы проведения опросов могут различаться друг от друга, но суть одна.

Эта статья — одна большая оговорка в том плане, что я работал всего лишь в одном центре и знаю только те способы обмана — которые применялись там. Но по рассказам ребят — остальные конторы не отличаются качеством. Но хочу опять же уточнить — я уверен, что есть и честные центры, которые проводят исследования на совесть, но и их услуги могут стоить больше.

Что из себя представляет соцопрос

В центр поступает заказ от организации N на проведение опроса. Далее проводится согласование на формат его проведения:

  • фокус-группа (это групповое обсуждение или групповой опрос)
  • уличные опросы (когда к вам на улице подходят ребята с электронным или бумажным планшетом и опрашивают вас)
  • квартирные опросы (когда интервьюеры стучатся к вам в квартиру для проведения опроса)
  • опросы экспертов (без комментариев)
  • холл-тесты (группу поселяют в павильоне торгового центра и зазывает людей для 6опроса)
  • опросы в точках продаж (замечали ребят, которые проводят опросы про марки сигарет, которые вы курите?)
  • и другое

Главное, чтобы опрос проводился на добровольной основе — вашего согласия. Но это не всегда так.

Когда формат согласован, задаются сроки, бюджет и список вопросов.

Потом это передается координатору группы (обычно это самый жополизливый человек) и он дальше руководит процессом.

Мой опыт

Как я вообще попал в это место?

Увидел объявление о вакансии в группе по поиску работы в ВК.

Как раз было лето — сезон для опросов — люди чаще бывают вне дома, где их легче отпросить.

Позвонил по номеру, мне назначили встречу.

Как я понял, собеседование они проводят, чтобы отсеять прямо совсем тупиц. Так как «мы всему научим», а прошлый опыт работы был не важен и не интересен.

Само обучение прошло так — мне дали журнал и сказали изучать его (типа учебника или методички), после я должен был написал тест по изученному материалу.

Но результатов теста я так и не узнал — наверное, его и не проверяли.

После меня отправили на точку (на опрос в ТК, холл-тест), чтобы я посмотрел, как всё происходит на практике.

Теперь самое интересное…

Как мы работали

Заказчиком был бренд пива N.

Я не совсем понял цель этого исследования, но могу предположить, что — презентация новой формы пивной бутылки, ребрендинг — следовательно повышение узнаваемости и прочей лабуды. Ну и конечно — узнать, есть ли интерес у людей к этой пивной марке.

Суть

Мы находились в маленьком павильоне: 5 интервьюеров с ноутбуками, стеллаж с разными марками пива (в народе — сиськи).

Зазывался респондент (участник опроса), как правило не совсем опрятный и вежливый (ведь надо знать свою ЦА), ему говорили какую марку пива нужно выбрать, а дальше мы сами заполняли анкеты, теми ответами — которые нужны были для выполнения плана.

Сам респондент получал «подарок» на выбор за прохождение опроса — это были ланч-боксы, кухонные полотенца или стаканы.

Как вы догадались, помимо «реальных» людей, которые реально пришли к нам, мы «использовали» своих друзей и знакомых.

По итогу мы быстро выполняли свою работу, с теми результатами, которые устраивали заказчика.

Но без объективных результатов, да и чего таить — правдивых анкет от силы было 10%.

И как разрабатывать маркетинговую стратегию? На основе таких исследований? Я не знаю. Но они как-то это делают.

Еще чуток интересного

По рассказам ребят:

Они работают и на опросах другого формата.

И написать отсебятину можно почти во всех случаях — люди просто не хотят тратить своё время на какие-то вопросы — «просто дайте мне подарок и пишите, что хотите».

По их словам — самые объективные исследования (но не любимые для работников) — это квартирный обход и опрос на электронных планшетах.

Квартирники: если тебя и впустили в квартиру для данного мероприятия, то сам ты не сможешь ничего заполнить, только со слов участника. Так как они будут вчитываться в каждую букву и следить за тобой, боясь, чтобы ты их случаем не обманул или не обокрал — это самые ответственные респонденты.

Через планшеты: тут всё просто, они ведут аудиозапись и работники об этом знают.

Но у данного вида опроса самая проблема заключается в тупости (необразованности) людей.

Так как ты, по большому счёту, опрашиваешь всех подряд (не спрашивая учёную степень респондента) → ведётся аудиозапись → ты задаёшь вопрос → вопрос как правило глупый, тупой, не совсем чёткая формулировка или в нём непонятные заумные слова → человек не понимает значения вопроса и выражает своё недовольство → ты бесишься, но и сам заполнить анкету не можешь → в итоге, вы стоите пол часа и гуглите «правильный» ответ.

Менее интересное

Оплата труда.

Не было ни почасовой ни посменной ставки, только фикс цена за анкету. Получается, сколько анкет сделал за день — столько и заработал. При условии, что их примут после проверки. При средней загруженности — 5 дней в неделю — 10-13 тысяч рублей в месяц. Для студентов, которые ничего не умеют и не знают, самое то.

Проверка анкеты:
при заполнении анкеты нужно указать номер телефона участника. Через какое-то время ему могут позвонить и уточнить — правда ли он проходил данный опрос, в какой форме оно происходило и какие вопросы ему задавали. Чтобы все было гладко, мы договаривались с респондентами. И за моё время работы я и другие ребята ни разу не прокололись.

Вывод

Критикуешь-предлагай.

Для получения более честных/объективных результатов нужно убрать слабое звено — человека, который проводит опрос.

Так как в его интересах быстрее сделать свою работу — не обращая внимания на истинность результатов.

Автоматизировать.
Проводить в интернете.

Например, я увидел в ВК рекламу: пройди опрос и получи скидку в 20% на asos (или на другой магазин, в зависимости от твоих интересов). Тогда и человек реально добровольно станет отвечать. Возрастет точность исследования.

Хотя… сразу бы нашлись халявщики, которые будут «на отвали» проходить опрос ради скидки. Тогда истинность результатов падает и ничего не изменится.

Но можно запариться и поставить на опросник счётчик времени — т.е. за примерно такое-то время среднестатистический человек может пройти данный опрос, если быстрее — то аннулировать результаты и не выдать плюшку — так как есть подозрения в нечестности из-за высокой скорости.

Ладно, мою историю и моё мнение вы услышали, дальше думайте сами.

Резюме

При проведении данного вида исследования — внимательно изучите организацию, которая будет его проводить. Благо выбор среди них всегда есть.

Выбирайте только опрос по квартирам или электронным планшетам. Их проще проконтролировать. Либо присутствуйте на них лично.


→ Разработка контекстной рекламы

→ Аудит контекстной рекламы

→ Разработка сайта на Tilda